Александр Мащенко: Общими усилиями участников рынка хаос в автоперевозках можно побороть
Это основная идея доклада основателя Zernovoz.ua Александра Мащенко, озвученная им на IV аграрной конференции «Логистика и склад – 2019» в конце апреля в Киеве.
С тем, что рынок перевозок давно необходимо упорядочить, согласны абсолютно все: и производители сельхозпродукции, и перевозчики, и другие жители Украины, которые вынуждены ездить по разбитым в хлам дорогам. Но отсутствие единых прозрачных правил игры не дает возможности грузоотправителям и перевозчикам выйти на конструктивный диалог. Аграрии и перевозчики из года в год продолжают осыпать друг друга обвинениями, а «воз и ныне там» - участники рынка просто не слышат друг друга.
Глазами зерновиков в сложившейся ситуации виноваты сами перевозчики, поскольку:
Искусственно завышают тарифы.
Не берут на себя никаких обязательств по своевременной доставке и сохранности грузов.
Допускают мошенничество – получают предоплату на заправку и исчезают.
Сами перегружают свои машины и т.д.
«А теперь давайте подойдем к вопросу с другой стороны и посмотрим на это с позиции перевозчиков», - предлагает сельхозпроизводителям Александр Мащенко и озвучивает лишь самые распространенные высказывания перевозчиков, которые специалисты Zernovoz.ua слышат практически каждый день:
Заказчики занижают реальную стоимость перевозки.
Всю маржу забирают диспетчеры-посредники.
Только прямой маршрут далеко не всегда возможен, ведь часто приходится объезжать плохие дороги, ремонтные работы и т.д.
У недобросовестных заказчиков оплату приходится выбивать по полгода.
Цена на топливо растет быстрее тарифов на перевозку.
Часто сам заказчик заставляет везти перегруз, чтобы сэкономить.
Как видим, о перегрузах говорят и те, и другие. Значит, сейчас это является наиболее острой проблемой для рынка, которую необходимо решать в кратчайшие сроки. И в этом рынку необходима поддержка Укртрансбезопасности и государственных контролирующих органов.
Александр предлагает 5 конкретных шагов, чтобы привести отечественный рынок автоперевозок в соответствие с европейскими стандартами:
Совместно работать над недопущением перегрузов.
Системно улучшать допуск к рынку и для заказчиков, и для перевозчиков.
Внедрить учет и контроль очередей в пунктах погрузки/выгрузки.
Внедрять гарантии и ответственность за свои обязательства всеми сторонами.
Учиться ценить доброе партнерство.
«Очевидно, что при отсутствии четких правил, которые бы безоговорочно принимались всеми участниками рынка, - резюмирует Мащенко – мы будем и дальше видеть перегруженные машины на наших дорогах и нести убытки от действий недобросовестных заказчиков и перевозчиков. Но совместными усилиями мы можем упорядочить тот хаос, который сложился сегодня на рынке автоперевозок, и работать в условиях Win-Win, когда от надежного партнерства выгоды получают обе стороны».